Карл Шрёдер (C.M.Schroder)


 

 
Российская Империя, Санкт-Петербург.
Год основания - 1816 (основатель - Иоганн Шрёдер, уроженец Германской Саксонии). Известнейшая фортепианная фирма немецких саксонских мастеров и фабрикантов Шрёдер, существовавшая более 100 лет (1816-1917).


Рояль "Шрёдер" Юсуповского Дворца в Санкт-Петербурге

Шрёдер - самая старинная и многочисленная фамилия немецких фортепианных мастеров из Саксонии, родины немецких фортепиано. Ещё в 1717 году первое немецкое фортепиано сконструировал и изготовил Кристоф Шрёдер, придворный клавесинист Саксонского Короля Фридриха Августа I, для дворца Цвингер в Дрездене (Германия).
В России фортепианные мастера-немцы появляются в конце XVIII - начале XIX веков, после победы над Наполеоном, в самом начале бурного развития производства фортепиано.  

Газета "Санкт-Петербургские Ведомости" (1819 год) писала: "У Синего моста в доме № 174 у инструментального мастера Шрёдера продаются фортепиано и клавиры".


Первая награда, среди многих других, медаль Императора Николая I

Та же газета (1820 год) сообщала: «Клавикордный мастер Шрёдер, открывший свою мастерскую по Б. Литейной, дом Фольбаума, честь имеет известить почтенную публику, что он имеет для продажи готовые инструменты, как-то флигель-фортепиано [рояль] ...с Бродтворскою механикою [Broadwood], также различного сорта фортепиано ..., украшенные настоящею бронзою, весьма хорошо выделываются с полным и приятным тоном; он ласкает себя надеждою, что знатоки одобрят его работу».


Фортепиано-арфа Шрёдера (1833 год)

В 1833 году (по свидетельству Фаддея Булгарина) фортепианный мастер Шрёдер изготовил два уникальных инструмента, сочетавших в себе арфу и фортепиано, в которых молоточки "щипали" струны арфы. Один из этих инструментов Шрёдер преподнёс в дар Императрице Александре Фёдоровне (Шарлотте Прусской), супруге Николая I. Второй инструмент "...отделан так великолепно, что не всякий может приобресть его, но мы уверены, что богатые любители музыки почтут за честь поощрить талант изобретателя и доставить ему возможность оказать новые услуги музыкальному миру". (Фаддей Булгарин, журнал "Северная Пчела", Санкт-Петербург, 1833 год).


Карл Шрёдер

Бурное развитие фирмы началось в 1870-е годы. Главой предприятия становится Карл Шрёдер. Начинают выпускаться инструменты под маркой "C.M.SCHRODER" (нумерация начинается с этого времени). Карл Шрёдер закупает производственное оборудование в США и впервые в России вводит систему перекрёстного расположения струн. Это значительно улучшило качество звука и уменьшило размеры инструментов.
Впервые в Европе Шрёдер разрабатывает новый дизайн роялей со скрытыми в ножках роликами, по аналогии с роялями Steinway & Sons.


Герб Поставщика Его Императорского Величества, отлитый в раме пианино Шрёдер

С 1880 года Карл Шрёдер - Поставщик Двора Его Величества Императора Всероссийского (обладатель высшего знака качества, член Гильдии Поставщиков Двора).
Поставщик Их Величеств:
Императора Германского, Императора Австрийского, Короля Прусского, Короля Венгерского, Короля Датского, Короля Баварского, Великого Князя Сергея Александровича.


Акустические барельефы холов рамы рояля "Шрёдер" выпуска 1893 года

А также - Поставщик:
Императорского Русского Музыкального Общества, Санкт-Петербургской и Московской Консерваторий, Императорских Театров, Императорского Театрального Училища, Императорских Военно-Учебных Заведений,
Учебных Заведений Ведомства Императрицы Марии.
 
К началу ХХ века количество выпускаемых инструментов достигает 1000 в год. На фабрике работают уже 300 мастеров (по данным энциклопедии "Брокгауз и Ефрон").
Качество инструментов Шрёдер сравнивают с передовыми фирмами того времени - Steinway & Sons, Bechstein, Bluthner. И во многих случаях оно превосходит их.

Дизайн и конструкция инструментов Шрёдер уникальны и необычны.


Рояль Шрёдер № 17003, подаренный Императором Николаем II своей супруге Александре Фёдоровне (1898 год). Длина рояля 277 см. Отделка - живопись, золочёная бронза.

В 1898 году рояль Шрёдер был подарен Императором Николаем II своей супруге Александре Фёдоровне.
Особенность того инструмента была в том, что вся поверхность рояля покрыта живописью с изображениями сцен из мифа об Орфее (художник Эрнест Липпгарт, главный хранитель картин Эрмитажа).


Рояль "Шрёдер", принадлежавший Францу Листу

Роскошный рояль "Шрёдер", покрытый живописной росписью, принадлежал Францу Листу. Ф. Лист возил его с собой на гастрольные туры. После концертов в Одессе в 1847 году рояль был сильно поврежден при погрузке на корабль, и Лист оставил любимый инструмент там.


Вызолоченая рама рояля Шрёдер в русском имперском стиле (1906 год)

На роялях Шрёдера играли:
Антон и Николай Рубинштейны, Император Александр III, Императрица Мария Фёдоровна, Франц Лист, Иосиф Гофман, Юджин д'Альбер, Клара Шуман, Полина Виардо, Семья Императора Николая II, Великий Князь Сергей Александрович, Германский Кайзер Вильгельм II, Матильда Кшесинская, Сергей Прокофьев, Князь Феликс Юсупов, Сергей Дягилев, Сергей Рахманинов, Святослав Рихтер, Дмитрий Шостакович, Владимир Горовиц, многие другие.


В 1914 году роялем Шрёдер был награждён Сергей Прокофьев, выигравший по окончании Консерватории Первую Премию им. Антона Рубинштейна.


Особняк Карла Шрёдера в Санкт-Петербурге, на Невском проспекте, дом № 52 (фото ХIХ века)

На первом этаже особняка семьи Шрёдер на Невском проспекте располагался крупнейший в Европе магазин инструментов Шрёдера, а также Концертный Зал, куда приглашались для концертов мировые знаменитости

После начала 1-й Мировой Войны (России с Германией), владельцы фабрики, сыновья Карла Шрёдера, были вынуждены закрыть производство и эмигрировать из России (около 1915 года)

Дату выпуска инструмента К.М.Шрёдер можно определить по номеру:

Год
3000 1875
6000 1880
9000   1890
Год
17000 1898
19000 1901
Год
29000 1910
34000 1915

Домашняя страница